Информация о тормозных системах:
1. Первой была создана система дискового торможения. Англичанин Уильям Ланчестер запатентовал её в далёком 1902 году. Главной проблемой был ужасный скрип, издаваемый при контакте медных тормозных колодок с тормозным диском. По этой, а также другим причинам, во время зарождения автомобилестроения наибольшее распространение получили не дисковые, а барабанные тормозные механизмы.
Они практически в неизменном виде просуществовали вплоть до 40-х-50-х годов 20-го века в качестве основного и практически единственного типа тормозных механизмов на автотранспорте.
2. Главный вопрос конструкции дисковых тормозов –
преодоление большого выброса тепловой энергии. Этот вопрос решен комплексными мерами, главной из которых является современный вентилируемый тормозной диск.
3. Плюсы дисковых тормозов:
► Показать
+ постоянство (стабильность) характеристик , что приводит к улучшению торможения, а в конечном итоге — повышению безопасности движения;
+ меньший зазор между колодкой и диском позволяет быстрее приводить в действие тормозную систему, что особенно актуально для прицепов;
+ эффективность. Площадь колодок меньше чем у барабанов, но поверхность диска плоская и поэтому колодки прижимаются к нему равномерно (полукруглая поверхность колодки барабанного тормоза неравномерно прижимается к внутренней поверхности барабана).
+ простота в обслуживании (в частности — проще замена колодок),
+ практически нет ограничения тормозному усилию на колодках (в барабанном механизме оно ограничено прочностью барабана).
+ самоочищаемы от воды, грязи и продуктов износа — загрязнения и газы «сбрасываются» с диска при его вращении, в отличие от барабана, который легко собирает на себя, например, пыль — продукт износа колодок. Вода, масло, газообразные продукты трения — всё это быстро отводится от рабочих поверхностей, не ухудшая торможение.
4. Минусы дисковых тормозов:
► Показать
- при значительно более высокой эффективности дисковые тормоза выделяют значительно больше тепловой энергии, чем барабанные.
- дисковые тормоза более открытые и несмотря на эффект «самоочищения» колодок и тормозного диска подвержены накоплению грязи и пыли на остальных деталях. В совокупности с высокой температурой эта грязь может кристаллизироваться, образуя твердые соединения. Особое внимание приходится уделять суппорту и его направляющим. Если твердые соединения не дают свободно перемещаться суппорту, то колодки плохо «отходят» от тормозного диска. Происходит непреднамеренное торможение, которое не дает охлаждаться всему узлу. В результате перегрева может треснуть тормозной диск, значительно сокращается срок службы всей ступицы или в экстренных случаях может заклинить подшипник ступицы, что приводит замене ступицы в сборе.
- грунтовые и дороги с множеством твердого мусора требуют повышенного внимания за пыльниками направляющих суппортов и соблюдением чистоты внутренней поверхности обода колеса
- «залипание» тормозов при долгом неподвижном простое (месяц и более) при высокой влажности и при отрицательных температурах.
5. Барабанные тормоза
► Показать
продолжительное время были наиболее широко использовались на рынке полуприцепов. Некоторые операторы отдавали явное предпочтение барабанным тормозам, вероятно, в наследство со времен первых дисковых систем, которые, по различным причинам, имеют репутацию работающих с частыми поломками. Вместе с тем, огромный скачок технологий производства привел к соотношению барабан-диск на производстве тормозных систем в Европе примерно 1 к 5. Причем основная масса барабанных тормозов заказывается транспортными компаниями из стран бывшего СССР.
6. Регулировка тормозных рычагов
► Показать
Со временем тормозные колодки изнашиваются и начинают слабее прижиматься к поверхности барабана, чем существенно снижается эффективность торможения. Для предотвращения этого эффекта в барабанных тормозах были предусмотрены механизмы (эксцентрики), позволяющие в процессе регулировки немного сместить тормозные колодки наружу в противоположной от кулачка части. Изменение начального положения колодок со стороны кулачка производится изменением положения «трещетки». Эти действия позволяют восстановить их контакт изношенных колодок с поверхностью барабана при торможении и получили название - «подвести» тормоза. Такие механизмы требуют постоянной регулировки, причём добиться равномерного торможения всеми шестью колёсами сложно.
7. Для долговечной работы обе тормозные системы требуют текущего обслуживания и ремонта.
► Показать
В барабанных тормозах больше движущихся частей, поэтому они требуют более регулярного обслуживания и смазки, чем дисковые. Проведение самых простых и рутинных проверок на барабанных тормозах занимает больше времени. Например, замена колодок. На дисковых тормозах снимается колесо, старые колодки и устанавливаются новые. Проверяются пыльники и направляющие суппортов, убирается с них грязь. Замена же колодок на барабанных тормозах требует снятие барабана, что ведет к большим затратам на рабочую силу. Кроме того обслуживание дисковой системы заключается в первую очередь в очищении от грязи всего узла, что легко делается на мойке аппаратом высокого давления через отверстия колесных дисков и контролем за состоянием дисков и колодок. Барабанные тормоза требуют частого «подвода тормозов». Это рутинная операция. На современных прицепах устанавливают самоподводящиеся «трещетки». Уход за их чистотой равносилен уходу за чистотой элементов дисковой тормозной системы. Изнашиваемые тормозные валы и «трещетки» требуют значительных финансовых вложений при замене. Барабан изнашивается неравномерно, поэтому требуется его периодическая проточка для придания круглой формы.